Цифра-помощница
Проект "Цифра-помощница" является пилотным в серии проектов нашей организации, направленных на помощь пожилым людям в сохранении их здоровья и активности.

Проект реализуется при поддержке Благотворительного Фонда Владимира Потанина

Методики, разработанные в рамках реализации проекта, будут тиражированы на другие районы области в наши филиалы: для организаций, уже работающих в пожилыми людьми, но не применяющими современные цифровые и киберспортивные методы; для организаций, которые не работают с этой целевой аудиторией, но работающими в области киберспорта и фиджитал-спорта

Наш проект "Цифра-помощница" направлен на продление активного долголетия у жителей города Архангельск старше 55 лет путем применения компьютерного спорта и его дисциплин. Весь проект направлен на решение трех проблем-запросов целевой аудитории, выявленных психологами и гериатром организации по результатам предшествующей работы: желание и необходимость увеличения социальных контактов и общения, замедление когнитивных возрастных нарушений, желание нового хобби и заработка. В проекте целевая аудитория (не менее 150 человек) будет разделена на три группы: "Командный киберспорт", "Движение" и "Знание". Для каждой из групп будет сформирована своя образовательная программа и цикл активностей. В первой группе из целевой аудитории будут сформированы киберспортивные команды и далее в течение всего срока реализации проекта проводиться тренировки, которые будут способствовать решению проблемы общения и когнитивных нарушений. Программа группы "Движение" также будет направлена на общение и повышение двигательной активности через применение технологий VR и Justdance. Группа "Знание" приобретет навыки стримера, блогера, начальные знание в механике киберспорта и его освещения. Занятия будут проходить регулярно, как по вечерам в будни (группа "Знание"), так и в первой половине дня по выходным (группы "Командный киберспорт" и "Движение").

Результатом реализации проекта для целевой аудитории будет ответ на их запрос и решение заранее выявленных проблем. Для всех участников также будет решена проблема боязни цифровой техники и киберспорта. Также мы надеемся, что благодаря участию в проекте будет улучшено понимание старшим поколением своих детей и внуков, давно живущих в цифровой среде и играющих в компьютерные игры.

Также важным результатом проекта станет разработанная методика, которую мы планируем тиражировать как на региональном уровне для местных организаций, работающих с целевой аудиторией, так и для тех, для кого это в новинку, но кто знаком с киберспортом и фиджиталом на федеральном уровне.

Роль проекта в контексте деятельности организации

Данный проект является важным развитием тех практик, которые мы с 2018 года развиваем в работе с пожилыми людьми. На наших бесплатных цифровых площадках в районах области курсы компьютерной грамотности посетило более 1700 человек. Помимо основ работы с компьютером и смартфоном целевая аудитория проходят курсы противодействия мошенникам. При поддержке Губернаторского центра, проводим работу еще по трем направлениям: помощь в налаживании общения в интернете; помощь в борьбе с возрастными когнитивными нарушениями; освоение навыков работы с цифровыми устройствами для получения нового источника дохода.

В данном проекте мы хотим применить наработки наших психологов и гериатра, которые получили подтверждение уже на двух Всероссийских конференциях гериатров и которые направлены на сохранение активного долголетия.

Актуальность и востребованность проекта
На сегодняшний день сохранение активного долголетия и сбережение здоровья тема актуальная не только для общества в целом, но прежде всего для тех людей, кто вошел в серебряный возраст. Для них это нужно, чтобы долгое время находиться в строю, сохранять ясный ум, быть полезными родственникам. С 2018 года на наших курсах мы помогаем пожилым людям дольше сохранять активность, благодаря включению в их жизнь "цифры". К проектам привлечены специалисты - психологи и гериатр. С их помощью нам удалось интегрировать в процесс обучения знания и методики из области медицины и психологии. Это дало результат. Психолог выявил, что у большинства (68% из всех) была проблема коммуникации, они рассматривали занятия как точку входа в "зону общения". Люди старшего возраста зачастую замыкаются в себе, теряют привычные контакты с друзьями и даже впадают в депрессию. Специалист гериатр выявил у почти половины из пришедших (43%) признаки начальных когнитивных нарушений. А наши преподаватели узнали, что для части обучающихся (24%) курсы нужны для овладения новыми навыками, в том числе для поиска новой работы и получения дополнительного заработка. Но интегрирование "цифры" только в процесс общения может быть дополнено "цифрой" игровой, активной. Существуют курсы, где пенсионеры танцуют и поют. В "цифре" есть все тоже самое, только в необычной, увлекательной форме. Мы предлагаем интегрировать современные киберспортивные способы активности для пенсионеров, чтобы удовлетворить выявленные специалистами запросы
Цель: Продление активной жизни людей старшего поколения
Задача 1:
Информирование о ходе проекта и формирование учебных групп
Задача 2:
Проведение занятий по киберспортивным дисциплинам, направленных на сохранение активного долголетия
Задача 3:
Тиражирование новых инструментов и методов в решении проблем старшего поколения
Целевая аудитория проекта
Целевой аудиторией проекта являются люди в возрасте от 55 лет, желающие сохранить активное долголетие. Часть целевой аудитории будет из посещающих курсы цифровой грамотности, часть из новых, пришедших непосредственно в проект.
Благодаря исследованию мы имеем три основных запроса от целевой аудитории - общение, сохранение здоровья, новые хобби.
У молодежи различные дисциплины киберспорта (не путать с игроманией) повышают коммуникативные навыки, внимание, реакцию, а подвижные дисциплины (VR, Justdance) заставляют держать себя в форме. Применяя эти игровые киберспортивные формы, мы сможем добиться улучшений у целевой аудитории проекта:
Сформируем команды по киберспорту, в которых пожилые люди начнут общаться и взаимодействать в новой для них среде.
Благодаря подвижным дисциплинам в виртуальной реальности и в танцевальных цифровых играх мы не только улучшим их физическую форму, но и разовьем их реакцию, внимательность, что в свою очередь, позволит отсрочить когнитивные нарушения.
Благодаря тому, что в проекте также будут курсы комментатора и гейм-блогера, для кого-то это может стать новым хобби, так как ниша таких специалистов открыта.
Всего мы планируем участие не менее 150 человек.
На данный момент мы имеем очередь на наши 4 основных направления (грамотность, общение, борьба с когнитивными нарушениями, хобби) в количестве более 270 человек. Среди прошедших обучение по этим направлениям мы регулярно проводим опросы, которые подтверждают интерес и пользу от прошедших занятий, а также желание принять участие в различных направлениях. На двух конференциях гериатров в городе Москва в 2021 и 2023 годах мы получили признание наших практик среди профессионального сообщества.
Узнать больше